Как уровень конкуренции на банковском рынке влияет на эффективность денежно-кредитной политики (ДКП) и может ли поведенческая экономика сделать финансовые решения людей рациональнее?

Как уровень конкуренции на банковском рынке влияет на эффективность денежно-кредитной политики (ДКП) и может ли поведенческая экономика сделать финансовые решения людей рациональнее?

Как уровень конкуренции на банковском рынке влияет на эффективность денежно-кредитной политики (ДКП) и может ли поведенческая экономика сделать финансовые решения людей рациональнее?

Узнаете из нового номера журнала «Деньги и кредит»

В цепочке экономических связей, через которые ДКП влияет на инфляцию, важное место занимает банковский сектор, особенно — банки с большой рыночной властью. Обычно ее показателем считают величину активов банка.

Степан Новиков из РЭШ и Банка России оценивает рыночную власть российских банков, рассчитывая величину их наценок по кредитам и депозитам. Автор первым из российских исследователей использует эти данные для изучения реакции банков на меры ДКП.

Точное прогнозирование ставки денежного рынка помогает инвесторам управлять рисками, связанными с изменением стоимости активов.

Дмитрий Федоров и его соавторы из МГУ имени М.В. Ломоносова описывают метод прогнозирования российской ставки денежного рынка RUONIA (прокси ключевой ставки). Предложенный ими метод оказывается точнее рыночных ожиданий, когда речь идет о длинных горизонтах, — от одного года.

ДКП Банка России может по-разному влиять на экономики российских регионов в зависимости от их специфики. Поэтому для точного прогнозирования этого влияния необходимы модели, которые отражают региональные особенности.

София Пантеева и ее коллеги из Южного ГУ Банка России предлагают модель экономики макрорегиона «Юг», который включает Южный и Северо-Кавказский федеральные округа. Модель учитывает специализацию региона на туризме и сельском хозяйстве, особенности рынка труда и высокую степень государственного участия в региональной экономике.

Люди часто принимают нерациональные финансовые решения не только из-за недостатка знаний, но и из-за когнитивных искажений — это может быть ограниченное внимание или тяга к сиюминутной выгоде.

Владимир Иванов и Елена Никишина из МГУ имени М.В. Ломоносова анализируют мировой опыт, показывающий, как повысить рациональность финансовых решений людей с помощью поведенческой экономики.

Прочитать все статьи второго в 2025 году номера журнала «Деньги и кредит» можно на сайте

Источник: Telegram-канал "Банк России"

Это интересно

Это интересно

В регионах

Топ

Лента новостей