На календаре суббота, и это значит, что у нас новый выпуск Эрмитажной геологии
Это совместный проект подведомственной организации Роснедр — Института Карпинского и Государственного Эрмитажа.
В рубрике мы смотрим на Эрмитаж и его экспонаты с точки зрения геологии: из каких камней и минералов созданы здания и экспонаты музея.
Сегодня мы познакомимся с лазуритом и его ролью в искусстве.
Лазурит, также известный как ляпис-лазурь, а в искусстве — как ультрамарин — это синий непрозрачный минерал, который в природе встречается в виде плотных, твёрдых и мелкозернистых масс. Его глубокий цвет обусловлен наличием катионов серы. Чем больше серы содержится в минерале, тем более насыщенным становится цвет камня. Самые лучшие и дорогие виды лазурита имеют яркий синий или сине-фиолетовый оттенок.
Однако лазурит — это не просто камень, среди минеральных пигментов он занимает особое положение, так как именно из него получали устойчивую к влиянию внешних природных факторов краску ультрамарин. В результате при использовании лазурита на картинах насыщенный синий оттенок сохранялся неизменным на протяжении весьма длительного времени.
Пика популярности ультрамарин достиг в эпоху Возрождения, время, когда он олицетворял наиболее прекрасное, приближенное к божественному и духовно чистое. Художники Ренессанса часто использовали синий цвет в своих полотнах. Среди многих мастеров, кто достиг в этом совершенства, безусловно выделяется Рафаэль Санти, вошедший в историю итальянского искусства как гений гармонии.
Одной из наиболее выдающихся ранних работ Рафаэля Санти является картина «Мадонна Конестабиле». Несмотря на то, что стиль художника к тому времени ещё не сложился — на тот момент автору было всего 17 лет — картину отличают превосходная композиция, красота линейного ритма, благородство цветовых созвучий и совершенство образов, всё то, что получит блистательное развитие в его зрелом творчестве.
Поближе рассмотреть картину «Мадонна Конестабиле» можно в зале Рафаэля в Эрмитаже.
Переходите по ссылке, это очень увлекательно.