Главное из заявлений Эльвиры Набиуллиной на брифинге Финансового конгресса Банка России
Решение по ставке будем принимать на заседании Совета директоров. К этому времени у нас будет больше информации для анализа, будем смотреть на текущие тенденции в экономике, инфляции, инфляционных ожиданиях. Сейчас мы видим замедление инфляции, причем в ее устойчивой компоненте. Причем оно происходит быстрее, чем мы ожидали в предыдущем нашем прогнозе. В июле будем весь наш прогноз обновлять: корректировать, возможно, и прогноз по инфляции, и прогноз по траектории ключевой ставки. Скорее всего, если ничего не произойдет непредвиденного и сохранятся те тенденции, которые сейчас сформировались, с наибольшей вероятностью будем рассматривать снижение ставки и обсуждать шаг этого снижения.
Обладая всей полнотой информации по банкам как орган банковского надзора, совершенно ответственно говорю, что опасения относительно банковского кризиса необоснованны. Банковская система хорошо капитализирована. Запас капитала большой — это 8 триллионов рублей. Мы видим определенное, но очень незначительное увеличение доли проблемных кредитов как в рознице, так и в корпоративе. Но оно очень небольшое. И это не проблема для банковской системы, потому что все эти кредиты хорошо покрыты резервами. Уровень резервов вполне достаточный, и банки не сильно увеличивают дорезервирование. Если бы банки видели, что увеличивается доля плохих кредитов, увеличивались бы и резервы, а это бы снижало прибыль. Но прибыль банков сопоставима с прибылью прошлого года. Чтобы не реализовались кредитные риски, мы дали возможность банкам без необходимости создания резервов реструктурировать кредиты, но только там, где мы видим перспективу восстановления нормального обслуживания кредита. При этом спрос и заявки на реструктуризацию кредитов в последнее время снижаются. Все факты говорят о том, что опасения необоснованны.
Нельзя поддерживать объем продаж какого-либо продукта, в том числе жилья, за счет того, что на покупателя перекладывают риски, которые он не понимает. Такой же позиции мы придерживаемся, когда защищаем права инвесторов. Мы видим, что через комиссии и рассрочки люди не информируются в полной мере о тех рисках, которые возникают. Комиссии зачастую ведут к завышению стоимости жилья, рассрочки — к тому, что людям часто предлагают ее взять под обещание, что года через два, когда ставки снизятся, они смогут взять кредит. Но не факт, что банки выдадут кредит — а долг надо возвращать, а рассрочка выдается без анализа долговой нагрузки человека. И поэтому мы за то, чтобы продажи шли абсолютно прозрачным способом. На наш взгляд, такие комиссии, рассрочки, схемы снижают прозрачность рынка, и мы это не поддерживаем.