Счетная палата России вновь обратила внимание на проблемы, касающиеся управления имуществом, переданным в государственную казну. В своём последнем отчете ведомство сообщило о серьезных нарушениях и о системных проблемах, отягощающих учет и обращение конфискованных активов.
Объем и источники конфискации
С 2011 года в федеральный бюджет поступает изъятое имущество. Это касается объектов, чья законность происхождения не была подтверждена, а также активов, конфискованных в результате коррупционных преступлений. По данным на 1 июля 2025 года, в государственную казну было обращено почти девять тысяч недвижимости общей стоимостью более 113 миллиардов рублей. По словам аудитора Андрея Батуркина, эта сумма имеет значительное значение для бюджета.
Системные проблемы и законодательные барьеры
В Счетной палате отмечают, что существуют серьезные законодательные преграды, затрудняющие эффективное управление данными активами. К примеру, неурегулированные процессы передачи конфискованных объектов из ведения Федеральной службы судебных приставов в Росимущество приводят к негативным последствиям, включая учет фиктивных объектов и задержки в реальной реализации имущества.
Статистика приватизации и аренды
С 2021 года было приватизировано всего 240 объектов, что составляет менее 4% от общего количества конфискованного имущества. С 2023 года в аренду передано 224 таких актива, что также оказалась неблагоприятным показателем. В результате доходы федерального бюджета от этих операций составили 3,2 миллиарда рублей от приватизации и 832,2 миллиона рублей от аренды.
Недавно стало известно о том, что студия «Леста», переданная в доход государства, была управлена компанией «Айти Технологии», которую возглавляет экс-гендиректор VK Борис Добродеев. Эти факты только подчеркивают важность надлежащего и прозрачного управления конфискованным имуществом для повышения эффективности его использования.































