Выступление заместителя Министра иностранных дел, главы делегации Российской Федерации на четвёртой Международной конференции ООН по финансированию развития (МКФР-4) А.А.Панкина в ходе пленарного заседания (Севилья, Испания, 2 июля 2025 года)
Мы в целом разделяем чувство удовлетворения большинства государств-участников МКФР-4 достижением договорённостей, зафиксированных в итоговом документе – «Севильском обязательстве».
Будем содействовать их реализации в соответствии со своим национальным законодательством.
К достоинствам документа относим расширение поддержки развивающихся стран в мобилизации внутренних ресурсов, важные положения по укреплению национальных налоговых систем и расширению международного налогового сотрудничества под эгидой Рамочной конвенции ООН, о роли микро-, малых и средних предприятий как одной из опор реализации Повестки-2030.
Как и многие другие страны, считаем итоговый документ небезупречной, но адекватной основой для дальнейшей работы в области финансирования развития. <...>
Однако оптимизма не испытываем. За рамками достигнутого компромисса остаются очень важные вопросы, от решения которых будет зависеть прогресс в достижении Целей устойчивого развития (ЦУР) и ликвидации неравенства в развитии во всех его проявлениях.
<...>
В условиях тектонических сдвигов и трансформаций в мировой экономике в условиях геополитической напряжённости нужны решительные системные меры для преодоления фрагментации глобальной торговли и логистики, тарифных войн, волатильности финансовых рынков, хронического неравенства между странами Севера и Юга в экономической, социальной, технологической сферах.
<...>
Под прикрытием солидарности и «сотрудничества для блага всех» видим дальнейшую монополизацию инноваций, знаний, технологических прорывов, международных платформ и площадок, а также культивируемую эрозию мышления, ценностей, самобытности государств и народов.
Западу надо кардинально менять своё поведение и отношение к остальным.
Нелегитимные односторонние санкции, вводимые под различными надуманными политическими предлогами, ограничивают инвестиционные и производственные цепочки, а удержание чужих госактивов (де-факто – грабёж) обостряет у многих стран чувство недоверия в сфере расчётов и платежей, тревогу за свои валютные резервы. В конечном итоге эти меры глубоко ущербны для мировой торговли и устойчивости рынков.
Помощь в целях развития должна быть деполитизирована и направлена на реализацию ЦУР, реальные потребности нуждающихся стран, особенно Африки. Недопустима ситуация, когда крупнейшие доноры и международные финансовые институты отказывают в поддержке целым регионам, при этом выделяя по политическим мотивам непропорционально крупные суммы киевскому режиму (1/3 объёма всех программ МВФ, а по линии Всемирного Банка – больше, чем всей Африке).
Основополагающим принципом должно стать уважение к суверенной политике развивающихся стран, в том числе при распределении ресурсов международных финансовых учреждений, без обусловленности пресловутыми климатическими, гендерными, правочеловеческими и иными политико-управленческими установками.
Россия на протяжении десятилетий активно содействует развитию государств Глобального Юга. Мы неукоснительно следуем принципам равноправия, солидарности и поддержки национальных приоритетов. В этих принципах и состоит основное отличие нашего подхода от неоколониальной повестки крупнейших западных государств, когда мы предоставляем товары, технологии, решения для обеспечения энергетической, продовольственной безопасности, здравоохранения, цифровизации.
В заключение хотел бы отметить, что баланс сил в мировой экономике меняется на наших глазах. Доля стран #БРИКС увеличилась с 20% в начале века до 40% в 2024 году.
Мы с нашими партнёрами по евразийской интеграции и БРИКС строим глобальную платформу роста, основанную на равноправии, открытости и взаимном уважении. Считаем, что именно эти принципы должны лежать в основе новой, устойчивой модели развития.