Пенсионный портфель на подъёме
Объем пенсионного портфеля негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в России достиг впечатляющей отметки в 8,7 триллиона рублей. Эта сумма увеличилась на 5% за второй квартал текущего года и на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такой рост нельзя не заметить!
Доходность и резервы: рекорды на горизонте
Средневзвешенная доходность пенсионных накоплений в НПФ возросла до 15,5% годовых, а пенсионные резервы демонстрируют ещё более впечатляютший рост — до 19% годовых. По данным «Обзора ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов за II квартал 2025 года», максимальный прирост показали пенсионные резервы НПФ, которые увеличились на 7,3%. Это стало возможным благодаря увеличению доходов от размещения средств и поступлениям в программы негосударственного пенсионного обеспечения.
Инвестиционные стратегии и клиентская база
На сегодняшний день объем пенсионных резервов составляет 2,5 триллиона рублей. Пенсионные накопления также увеличились — на 3,2%, достигнув 3,5 триллиона рублей, в основном благодаря достижению высоких результатов в сфере инвестирования. НПФ активно покупают облигации федерального займа с постоянным купонным доходом, постепенно уменьшая долю корпоративных облигаций в портфеле.
Количество участников программы долгосрочных сбережений в прошлом квартале увеличилось на треть, составив 5,2 миллиона человек. Однако количество застрахованных лиц продолжает снижаться, что связано с естественной убывью клиентской базы: с апреля по июнь число таких клиентов сократилось на 75 тысяч, что привело к общему числу в 35,3 миллиона.
Несмотря на позитивные тенденции, эксперты указывают на отсутствие явного интереса у населения к долгосрочным сбережениям и инвестиционным счётам третьего типа. По словам Александра Абрамова, заведующего лабораторией анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС, многие факторы предопределяют эту ситуацию — старые минусы накопительных систем остаются актуальными, а требования к срокам вложений в новых инвестиционных счетах могут отпугивать потенциальных клиентов.































