В Москве существует ряд зданий, которые выделяются на фоне привычной городской архитектуры не только своими размерами, но и сюрреалистичной формой. Особое место среди них занимают круглые дома, прозванные в народе «бубликами». Эти девятиэтажные панельные конструкции напоминают замкнутые кольца и стали настоящим символом архитектурного эксперимента 1970-х годов, сообщает Дзен-канал "INMYROOM".
Как родилась идея круглых домов?
История «бубликов» берет начало в начале 70-х, когда архитектор Евгений Стамо и инженер Александр Маркелов решили предложить нестандартное решение для массовой застройки. Проект был разработан в мастерской Моспроекта, где Стамо с 1961 года занимался вопросами реконструкции и нового строительства в Москве. Одна из версий появления этой идеи связана с подготовкой Москвы к Олимпиаде-80, когда в столице задумывали создать несколько уникальных зданий, напоминающих олимпийские кольца.
Тем не менее, некоторые эксперты убеждены, что связь с Олимпиадой — вымысел. Серега Ткаченко, занимавший должность главы Института Генплана Москвы, считает, что архитекторы просто хотели создать оригинальную архитектурную доминанту, выделяющуюся на фоне типовых многоэтажек.
Первые образцы на Нежинской и Довженко
Первый круглый дом был построен в 1972 году на Нежинской улице и стал настоящей архитектурной достопримечательностью. Здание диаметром 155 метров имеет 26 подъездов и располагает 913 квартирами. Внутри кольца располагается обширный внутренний двор — аналог футбольного поля, доступ к которому осуществляется через арки.
Второй «бублик» на улице Довженко был возведен в 1979 году, за год до Олимпиады. Он почти полностью повторяет своего предшественника, но количество квартир в нем увеличено до 936. Это здание стало известно благодаря своим фильмам, в которых часто появлялось в кадрах.
Технические аспекты и их недостатки
Для создания такой необычной формы девятиэтажного дома использовались стандартные панели, установленные под углом. Инженерная конструкция позволила добиться круглого очертания без применения изогнутых стен. Тем не менее, проект столкнулся с экономической неоправданностью. Круглые дома требовали больше земли, а процесс строительства был более затратным и сложным.
Кроме того, жильцы отметили проблемы с доступом солнечного света и низкую степень приватности: из-за особенностей конструкции соседние балконы хорошо просматриваются. Строительство новых круглых домов было прекращено после завершения второго проекта, и остаются лишь два существующих здания, которые стали яркими элементами ландшафта Москвы.