Крупнейшие игроки на российском рынке электронной коммерции, такие как Wildberries и Ozon, продолжают доминировать, уверенно захватывая рынок. Несмотря на призывы от антимонопольной службы, они действуют, как им выгодно, под предлогом улучшения условий для покупателей.
Проблемы в e-commerce: изменения без настоящего прогресса
К первому ноябрю маркетплейсы объявили о некоторых изменениях: Wildberries отменил систему индекса остатка товара, а Ozon обновил правила возврата товаров. На первый взгляд, это выглядит как шаг вперед, но эксперты уверены: ситуация остается критической. Генеральный директор Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей, Алексей Молодых, отметил, что:
«Ситуация на рынке e-commerce далека от идеала. Маркетплейсы снижают цены до нереальных уровней, что пагубно сказывается на традиционных ритейлерах. В последние два года офлайн-торговля потеряла около 25% выручки, и клиенты предпочитают покупать товары на Wildberries или Ozon, где они стоят значительно дешевле».
Скидки, которые разрушают бизнес
Доступные цены во многом обусловлены тем, что маркетплейсы не принимают во внимание себестоимость товаров, в отличие от привычных ритейлеров. Малые и средние бизнесы попадают в ловушку: участие в акциях может привести к убыткам. Молодых подчеркнул, что еще год назад предприниматели жаловались на принудительные распродажи, что привело к появлению кнопки «отказаться от участия в акциях». Но это лишь улучшает видимость выбора, а на практике многие чувствуют, что выбора нет — либо участвовать в скидочном марафоне, либо исчезнуть с радаров покупателей.
Будущее рынка: цифровизация или монополия?
Прогнозы на ближайшие годы звучат тревожно: если текущие тенденции сохранятся, к 2028 году до 80% продаж перейдет в онлайн. Ожидается, что значительное влияние будут оказывать маркетплейсы, что вызывает нарекания относительно их монополии. Новый закон о платформенной экономике, который должен вступить в силу в следующем году, может помочь изменить ситуацию. Однако необходимость эффективного контроля за этим новым пространством становится все более актуальной, иначе мы рискуем остаться с доминированием крупных компаний, а малые предприниматели не смогут найти свое место на рынке.































