В комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 года времена сталкиваются с наполненной иронии сценой. В ней инженер Шурик, пытаясь угостить Ивана Грозного, предлагает царю водку, на что тот со смущением задается вопросом: «Не ключница ли это питие сварила?». Эта сцена вызывает не только смех, но и открывает завесу над историческими реалиями о напитках XVI века и современных традициях. Рассмотрим подробнее, что именно пил царь, почему его раздражила ключница и как «Столичная» стала символической для советской эпохи, пишет Дзен-канал "Всегда Вкусно!".
Что пил Иван Грозный?
Шурик, играя роль соратника царя, предлагает ему водку, а Грозный, попробовав на вкус разгадку современности, сразу недоволен: «Уж не ключница ли сие питие сварила?» Напиток в графине — это ни что иное, как знаменитая водка «Столичная», ассоциируемая с качеством советского производства. В созидательной команде Гайдая отмечали, что они тщательно проработали детали и нюансы XVI века, чтобы избежать недочетов, и загадка с водкой — это тому доказательство.
«Столичная»: икона советского алкоголя
Водка «Столичная» появилась на свет в 1944 году, но получила первую известность в 1954-м, когда победила «Смирнофф» на дегустационном конкурсе. Этикетку оформил художник Василий Яковлев, запечатлевший на ней гостиницу «Москва». В 1960-х годах «Столичная» стала экспортным бестселлером в США, где ее пили студенты и хиппи, протестующие против войны во Вьетнаме. В СССР же она стала настоящим дефицитом, хранимым для особых случаев. Со временем «Столичная» осталась символом, который многие помнят и сегодня.
Водка в XVI веке
Стоит отметить, что современное понимание водки в XVI веке отсутствовало. Напиток, известный как «хлебное вино», имел крепость, не превышающую 38%. Лишь в конце XIX века Дмитрий Менделеев установил стандарт в 40%. Во времена Грозного употребляли различные настаивания и травяные отвары, такие как анисовая настойка, которые имели более мягкий вкус и нередко использовались в лечебных целях.
Каждый алкогольный напиток, произведенный в ту эпоху, часто становился результатом работы ключницы, отвечающей за приготовление. Если угощение было невкусным, царь не стеснялся высказывать недовольство, что и делает Грозный в комедии, сравнивая «Столичную» с неумелыми кулинарными потугами ключницы. Эта шутка Гайдая иллюстрирует столкновение времени и восприятия, позволяя зрителям посмеяться над разницей в вкусах.